Основные положения поисковой оптимизации

Поисковая оптимизация — это комплекс мероприятий, направленный на поднятие позиций сайта при ранжировании выдачи поисковых систем. Как правило чем выше находится сайт в результатах поиска тем выше шансы что на него перейдут посетители.

Search Engine Optimization

Поисковая оптимизация появилась вслед за поисковыми системами, в середине 1990-х годов. В то время поисковые системы придавали огромное значение тексту на странице, ключевым словам в мета-тегах и другим внутренним факторам, которыми владельцы сайтов могли легко манипулировать и влиять на выдачу в свою пользу.

Это приводило к тому, что в выдаче первые несколько страниц занимали сайты содержащие поисковый спам, что резко снижало качество работы ПС и привело многих из них к разрушению.

С появлением PageRank больше внимания стало уделяться внешним факторам, что позволило Google выбиться в лидеры поиска в мировом масштабе, затруднив оптимизацию при помощи одного лишь текста на сайте.

Однако оптимизация не стоит на месте и развивается вместе с поисковыми системами, и в современных результатах поиска можно увидеть много коммерческих сайтов с искусственно раздутой популярностью, особенно по коммерчески привлекательным запросам.

Релевантность страниц поисковому запросу

Все современные поисковые системы учитывают следующие параметры сайтов при определении его релевантности по запросу (релевантность — степень соответствия запросу):

  • Плотность ключевых слов. Поисковые системы с каждым днем совершенствуют свои алгоритмы, анализирующие плотность ключевиков, таким образом распознавая поисковый спам.
  • Индекс цитирования, указывающий на авторитетность ресурса. Большинство поисковиков не учитывает ссылки друг на друга, а хитрые веб-мастера придумывают различные схемы чтобы эти ссылки не были взаимными (круговые ссылки, последовательные и пр.). Значительно влияет и сходство сайтов по тематике, ссылающихся друг на друга.

Факторы ранжирования сайтов

Все факторы, влияющие на ранжирование в поисковой выдаче, можно разделить на внешние и внутренние:

  • Внутренние — это те, которые подконтрольны владельцу сайта — соответствие страницы определенному запросу, уникальность и качество контента, дизайн и оформление, удобная навигация (доступность в три клика), внутренняя перелинковка.
  • К внешними факторам можно отнести обмен ссылками, покупка ссылок на биржах, регистрация в белых каталогах  и прочие способы повышения цитируемости ресурс. Лицо, проводящее работу по оптимизации веб-сайтов, называется оптимизатор.

Методы поисковой оптимизации

Методы оптимизации можно подразделить на три разновидности, однако последние события в мире поисковых систем дают знать, что это разделение весьма и весьма условно — любая манипуляция параметрами сайта может быть расценена как влияние на результаты выдачи, а это крайне не желательно по их мнению. У Яндекса, например, любая попытка манипулирования результатами выдачи строго запрещена в лицензии на использование поисковой системы.

Белая оптимизация

Белая оптимизация — это работа над ресурсом без применения официально запрещённых методов раскрутки, которые не влияют на поисковые алгоритмы. Это внутренняя навигация и содержимое ресурса. Работа с внешней средой, то есть продвижение путем обзоров, пресс-релизов, регистрации в социальных закладках и пр. с указанием ссылок на ресурс. Следует заметить, что Яндекс предупреждает о том, что если какой либо метод оптимизации не является официально запрещенным — это не значит, что его можно применять.

Серая оптимизация

К ней можно отнести добавление большого количества ключевых слов в текст страницы (поисковый спам), зачастую в ущерб читабельности для человека. При этом оптимизация заключается сначала в подборе ключевых запросов для конкретной веб-страницы, определении размера целевого «SEO-текста» и необходимой частоты ключевых слов в нём, а затем в формулировании текста, содержащего в себе ключевые запросы определённое количество раз в разных падежах, единственном и множественном числе, при разных формах глаголов.

SEO

Эти параметры могут потом корректироваться по результатам выдачи поисковых систем. При этом задача SEO-копирайтера — написать оригинальный текст таким образом, чтобы подобная оптимизация была как можно менее заметна «живому» читателю. Широко применяется также написание ключевого запроса в HTML-теги title, h1, атрибут meta keywords.

Другой пример серой поисковой оптимизации — дорвей без редиректа, когда при попадании на дорвей не происходит автоматического перенаправления на продвигаемый сайт.

Серая оптимизация отличается от чёрной тем, что она официально не запрещена, но её применение всё равно может быть расценено как не естественное повышение популярности сайта. Некоторые поисковые системы, например, Google, могут временно или постоянно заблокировать такой сайт, поместить в бан. То есть последнее решение о том, являются ли методы продвижения законными или нет, принимает человек — модератор поисковой системы, а не программа.

Чёрная оптимизация

Способами чёрной оптимизации являются создание дорвеев (страниц и ресурсов, созданных специально для роботов ПС, зачастую с большим количеством ключевых слов на странице), приём под названием клоакинг (пользователю отдаётся одна страница, нормальная и читабельная, а поисковому роботу — другая, оптимизированная под какие-либо определенные запросы), использование скрытого текста на страницах сайта.